Консультации, рекомендации, памятки для родителей

Информационный вестник для родителей "Роль семьи в воспитании гражданских и патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родному городу, памятным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание включает комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к белорусским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах Беларуси;
знакомство детей с Государственной символикой Республики Беларусь (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе .

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

В ходе определения психологической природы гражданско- патриотического чувства можно сделать вывод, что для формирования полноценного, истинного гражданского патриотизма необходимы два основных условия:
-эмоциональное благополучие ребёнка в детстве. Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких – в своей семье, в школе, в том месте, где он родился. Тогда в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности.
-целенаправленное гражданско - патриотическое воспитание,
в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей.

Именно семья становится тем явлением, которое будет притягательным магнитом для человека в любом возрасте.

Подробное знакомство с семьёй позволит ребёнку осознать свои корни, понять, что он часть большой семьи, и история его рода неотрывно связана с историей страны. Особое значение в воспитании , гражданского патриотизма являются семейные истории об участии родственников в Великой Отечественной войне. Ребёнок обязательно почувствует волнение и трепет, если увидит письма с фронта, награды, которые бережно хранят родители. А когда он об этом расскажет друзьям, то обязательно почувствует сопричастность к этим событиям и гордость за своих родственников.
Сегодня к нам возвращаются национальные праздники, устное народное творчество, художественные промыслы и другие элементы белорусской культуры.
Конечно, без помощи родителей в этом случае не обойтись. Вы никогда не должны забывать, что в гражданско-патриотическом воспитании не может быть мелочей.

Семья – это первая ступень воспитания любви к Родине. А сад призван помочь ей в этом. Форм гражданско-патриотического воспитания много. Каждая играет определённую роль, занимает свою нишу в воспитательном пространстве. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в чёткую систему, их выбор был целесообразен.

свернуть

Безопасные гаджеты!

Сегодня практически у каждого человека для есть всевозможные устройства: мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и ряд других, аккумуляторы которых заряжаются от электрической сети.При этом следует помнить, что электрическое устройство, которое включено в розетку, но не используется по назначению, может представлять пожарную опасность. Владельцы мобильных телефонов и других устройств зачастую не вынимают зарядное устройство из розетки, когда необходимость в его использовании пропадает.

Однако «зарядка» мобильного телефона, не заряжающая устройство, а просто подключенная к сети и находящаяся под напряжением, может стать причиной пожара. Подобные пожары возникают не часто, но все же имеют место быть.

Какие же несложные правила следует соблюдать, чтобы избежать возгорания зарядного устройства?

В инструкции к мобильному телефону чётко сказано, что в целях безопасности неработающее по прямому назначению зарядное устройство нужно отключать от сети.

Помните, что, оставляя устройство в розетке, вы оставляете под напряжением прибор, не думая о том, что в сети бывают скачки напряжения (технические сбои, переключения трансформаторов...), в результате которых ваше устройство может не только задымиться, но и загореться. По этой же причине необходимо заряжать устройство только в вашем присутствии. Современные зарядные устройства для телефонов оснащены встроенной системой защиты от возгорания. Однако у каждого прибора есть срок службы, и корпус зарядного устройства может оплавиться и загореться, если выработан ресурс зарядки.

Есть и другая сторона опасности включенного в сеть зарядного устройства. Если у вас в семье маленький ребенок, только на секунду представьте, что будет, если он станет играть с проводом от зарядки или еще хуже - возьмет в рот.

И ещё одно правило, которое следует соблюдать: необходимо использовать оригинальные зарядные устройства, предназначенные именно для этой модели телефона или планшета. На практике мы далеко не всегда используем «подходящее» зарядное устройство для своего гаджета. Если для зарядки телефона или смартфона используется другое, более мощное зарядное устройство, то в этом случае есть риск воспламенения самой зарядки или даже взрыва аккумулятора.

свернуть

Консультация "Далучэнне дзяцей да роднай мовы"

Мова... Наша родная мова... Колькі мілагучнасці, таемнасці ў гэтым слове...

Што такое родная мова? Навошта нашым дзецям трэба ведаць беларускую мову?

Мова, традыцыі, нацыянальныя каштоўнасці – гэта скарб, якім ганарыцца кожны народ. Прадстаўнікі нацыі ведаюць родную мову, нацыянальную культуру (народныя песні, святы), ганарацца дасягненнямі людзей, якія праславілі краіну, ахоўваюць родную прыроду.

Вельмі важна, каб дзеці з павагай ставіліся да беларускай мовы, а таксама маглі добра на ёй размаўляць. Сучасныя дзеці мала чуюць родную мову у шырокім ужытку, а таму маюць бедны слоўнікавы запас, іхняе маўленне знаходзіцца пад уплывам рускай мовы.

Далучаючы дзяцей да роднай мовы, мы будзем не толькі садзейнічаць яе абагачэнню, але і развіваць пазнавальныя і інтэлектуальныя магчымасці нашых дзяцей, пашыраць веды пра беларускую культуру. Бо самае дарагое у жыцці – тое, што з ранніх год закладзена у сэрца. І менавіта родная мова – сувязное звяно у далучэнні дзяцей да агульначалавечных каштоўнасцяў, вытокаў народнай мудрасці.

Вельмі важна навучыць дзяцей з павагай ставіцца да беларускай мовы, не сароміцца на ёй размаўляць. Вялікае значэнне мае асабісты прыклад дарослых, бацькоў, людзей, якія жывуць побач з імі.

Цудоўна будзе, калі вы будзеце часцей чытаць беларускія казкі, знаёміць дзяцей з творамі беларускіх пісьменнікаў, развучваць вершы, загадваць загадкі, спяваць беларускія песні, прымаць удзел у беларускіх народных святах.

Давайце дапаможам нашым дзецям авалодаць беларускай мовай. І адначасава будзем абуджаць іх веру у тое, што яны вырастуць патрэбнымі на зямлі людзьмі

свернуть

Памятка для бацькоу "Патрыятычнае выхаванне"

Патрыятычнае выхаванне дзіцяці - гэта аснова фарміравання будучага грамадзяніна. Ужо ў дашкольным узросце дзіця павінна ведаць, у якой краіне жыве, чым яна адрозніваецца ад іншых краін. Трэба як мага больш распавядаць дзецям пра горад, у якім яны жывуць, выхоўваць пачуццё гонару за свой горад. Прывучаць дзяцей беражліва ставіцца да таго, што створана бабулямі, дзядулямі, мамамі і татамі. Падтрымліваць чысціню і парадак у грамадскіх месцах, удзельнічаць у стварэнні прыгажосці і парадку ў сваім двары, пад'ездзе, на вуліцы, у парках, у дзіцячым садзе. Дашкольны ўзрост – важнейшы перыяд станаўлення асобы, калі закладваюцца перадумовы грамадзянскіх якасцяў, развіваюцца ўяўленні выхаванцаў аб чалавеку, грамадстве і культуры. Існуюць разнастайныя формы выхавання ў дзяцей патрыятычных пачуццяў. Гэта гутаркі аб Радзіме, аб родным горадзе, аб прыродзе роднага краю, аб добрых людзях, чытанне дзіцячых кніг на патрыятычныя тэмы і дзіцячы фальклор рэгіёну у якім жыве, адпаведны падбор песень і вершаў для развучвання і, вядома, асабісты прыклад бацькоў.

свернуть

Консультация "Укрепляем иммунитет. Будем здоровы"

Иммунитет - это защита нашего организма. Иммунная система защищает наш организм от микробов, вирусов, простейших, от продуктов распада, которые образуются внутри организма, или клеток собственного организма, которые изменяются в результате мутаций, болезней. Если иммунитет хороший и иммунная система вовремя замечает вторжение извне или поломки внутри и адекватно на них реагирует, человек здоров.

Как мы, взрослые, можем помочь укрепить иммунитет наших детей?

1. Хорошее питание. Организм ребёнка должен в достаточном количестве получать витамины и минеральные вещества. Можно давать специальные витаминные комплексы, которые разработаны специально для ребёнка. Фрукты, овощи, особенно продукты, содержащие витамины А, Е, С и другие. Старайтесь покупать детям натуральные продукты, по мере возможности, избегайте полуфабрикатов.

2.«Жизнь - это движение!» Замечательный афоризм древнегреческого мыслителя Аристотеля. Аристотель считал, что залогом физического здоровья является крепкий позвоночник. Не для кого ни секрет, что занятия разными видами спорта (плавание, лыжи, хоккей, гимнастика и другие, а также любые физические упражнения, при разумной нагрузке (пешие прогулки, катание на роликах, велосипеде, самокате, скейте, бег, занятия на тренажёрах, закаливающие процедуры, способствуют укреплению иммунитета дошкольников. Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы ваши дети как можно дольше гуляли. Если ваши дети катаются велосипеде, бегают, прыгают, занимаются спортом, это благотворно скажется на их здоровье, укрепит их иммунитет.
3. Здоровый сон - это залог хорошего самочувствия и настроения человека. Следите за режимом дня ребёнка и укладывайте его спать вовремя. Дневному сну необходимо отвести 2-2,5 часа. Ребёнок – это развивающийся, растущий организм, поэтому ему важно спать то количество часов в сутки, которое необходимо для активной жизнедеятельности и здоровья, ведь во время сна ребёнок восстанавливает свои силы, набирает энергию, растёт. Помощь в борьбе с инфекцией. Когда ребёнок болеет, особенно зимой, ему нужно много спать.Во время глубокого сна выделяется гормон роста. Если ребёнок не досыпает значительную часть сна, он растёт и развивается медленнее своих сверстников.

4. Гигиена. Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Поэтому, уважаемые взрослые, необходимо обучать детей правилам личной гигиены.

5. Как защитить ребёнка от простуды? Вот некоторые советы, которые помогут уберечь вашего ребёнка от простуды.

Приучайте ребёнка дышать носом. Слизистая оболочка носа – это первый барьер, встающим на пути микробов. При носовом дыхании значительная часть микробов нейтрализуется еще до попадания в организм. У ребенка всегда должен быть чистый носовой платок. Лучше всего использовать одноразовые бумажные платочки – это позволит не допустить распространения инфекции. Полезная привычка – чихать не в ладонь, а в сгиб руки.

Как можно чаще проветривайте комнату. Даже если за окном непогода, найдите пятнадцать минут, чтобы проветрить комнаты. Свежий воздух уничтожает микробы. Не курите в помещении, так как табачный дым просачивается в любые щели и значительно снижает иммунитет ребёнка.

свернуть

Консультация "Защитите себя на дороге в тёмное время суток"

Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещенной дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием. Согласно требований Правил дорожного движения, при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами); при пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
Помните, что в интересах пешехода, переходя проезжую часть в сумерки, в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости даже по пешеходному переходу, обозначить свое присутствие на дороге, дав возможность водителю вовремя остановиться. Именно световозвращающие приспособления позволяют водителю увидеть пешехода на значительном расстоянии.

свернуть

Консультация для родителей «В здоровой семье — здоровые дети»

Давайте сначала дадим определение термину «Здоровье» - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия. А термин «Здоровая семья» - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Семья —это опора, крепость, начало всех начал. Это - первый коллектив ребёнка, естественная среда, где закладываются основы будущей личности и здоровья ребенка. Семья — это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью переносятся во взрослую жизнь во вновь созданную семью. Поэтому необходимо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, чтобы личным примером демонстрировать здоровый образ жизни.
Рассмотрим основные компоненты здоровья, позволяющие при правильном использовании оставаться нашим детям здоровыми и жизнерадостными до глубокой старости.
Соблюдение режима дня. Режим дня — это чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, которое должно соответствовать возрастным особенностям детей.
Домашний режим в выходные должен соответствовать режиму учреждения дошкольного образования. Установленный распорядок не следует нарушать без серьезной причины. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его. Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку. В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени,с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить. Сон — это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, увеличивается его кровоснабжение и потребление кислорода.
Дневной сон — это своего рода передышка для детского организма. Если ребенок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устранить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна. Помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.
Правильное питание. Питание детей дошкольного возраста должно быть сбалансированным и должно отличаться от нашего ежедневного рациона, ведь их пищеварительная система еще только формируется. Детский рацион должен включать в себя только легкоусвояемые компоненты. Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:
-Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
-Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
-Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.

-Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо.
Ориентировочно в сутки ребенок должен получать следующие продукты:
· молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и
кисломолочные продукты
· творог
· сметана
· твердый сыр
· масло сливочное
· обязательно растительное масло
· мяс
· рыба
· яйцо - 1/2
· сахар (с учетом кондитерских изделий)
· пшеничный хлеб
· ржаной хлеб, крупы, макаронные изделия
· картофель
· различные овощи
· фрукты и ягоды
Оптимальный двигательный режим в семье
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.
Основные правила:
Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательной активности.
Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Закаливание.
Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.
Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце.
Виды закаливания:
-Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру.
-Ножные ванны — действенный способ закаливания, поскольку ноги наиболее чувствительны к охлаждению.
-Прогулки на свежем воздухе — можно использовать велосипед, лыжи, ролики.
-Хождение босиком — происходит тренировка мышц ног.
-Солнечные ванны — оказывают на детский организм укрепляющее действие, усиливает обмен веществ, сопротивляемость организма к заболеваниям.
-Купание в водоемах — купание в летнее время, в безветренную погоду при температуре воды 22-23 градусов, при температуре воздуха 25-26 градусов.
Соблюдение личной гигиены.
Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста — это часть всеобщего воспитания ребёнка. Такое воспитание в большинстве случаев строят, учитывая формирование условных рефлексов у ребенка. В этом случае, очень важная роль отводится родителям, ведь дети подражают взрослым. Именно поэтому правильное гигиеническое воспитание будет эффективно только в том случае, если взрослые из ближайшего окружения ребенка своим поведением будут их подкреплять. Гигиеническое воспитание детей очень ответственный этап в развитии и становлении ребёнка как личности. Ведь на этом этапе закладываются основы для существования ребёнка в социуме.
Положительные эмоции. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Вспомните, стоит нам улыбнуться — сразу становится легче, нахмуриться — подкрадывается грусть. Нахмурились — начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись — помогли другому гормону — эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом — вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.Отказ от вредных привычек в семье. Прежде всего, необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий (курение, алкоголь) Для тех, кто хочет бросить пить и курить особое значение имеет здоровый образ жизни в целом. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.
В заключение хотелось бы вам порекомендовать: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе некуда его будет вести».

свернуть

Кансультацыя для бацькоў "Сямейныя каштоўнасці"

Што такое сям'я - зразумела ўсім. Сям'я - гэта дом, свет, дзе пануюць любоў, адданасць. Гэта звычкі і традыцыі. Тое, што дзіця ў дзіцячыя гады набывае ў сям'і, ён захоўвае на працягу ўсяго наступнага жыцця. Ні адзін з інстытутаў выхавання не можа параўнацца з сям'ёй.

Сямейныя традыцыі аказваюць сур'ёзны ўплыў на асаблівасці хатняга выхавання, маральна-псіхалагічны клімат сям'і, на фоне якога ствараюцца асновы для развіцця і станаўлення асобы дзіцяці, забяспечваючы яе далейшую жыццядзейнасць. У кожнай сям'і прайграваюцца свае традыцыі. Іх прызначэнне ў чалавечым грамадстве застаецца нязменным - яны закліканы служыць умацаванню сямейна-роднасных сувязяў і адносін.

Сямейныя традыцыі і звычаі з'яўляюцца сімвалам чагосьці вечнага, даюць адчуванне блізасці і згуртаванасці ўсіх членаў сям'і.

Дык што ж такое сямейныя традыцыі, і якую ролю маюць у фарміраванні асобы дзіцяці?

Сямейныя традыцыі - прынятыя ў сям'і нормы, манеры паводзінаў, звычаі і погляды, якія перадаюцца з пакалення ў пакаленне.

Якія існуюць сямейныя традыцыі?

Адной з важных традыцый з'яўляюцца сямейныя святы.
Сямейныя святы - гэта вехі ў гісторыі сям'і, яе маленькія абрады і рытуалы, якія захоўвае цяпло сямейнага ачага. Уключэнне дзіця ў працэс сямейных святаў і вольнага часу будзе спрыяць узбагачэнню яго ўнутранага духоўнага і культурнага свету, развіццю мастацка-эстэтычнай і асобаснай культуры. Улічваючы асаблівае значэнне сямейных святаў, як асновы зараджэння сямейных традыцый, неабходна клапаціцца пра тое, каб кожны член сям'і (дарослыя і дзеці) адчуваў пачуццё задавальнення і задавальнення ад іх.

Татьяна Шанько, [15.10.2023 11:10]
Не менш важная традыцыя - сямейны абед. Гэта час сяброўскіх зносін і адпачынку, бо за сталом, калі ўся сям'я ў зборы, можна абмеркаваць, што адбылося за дзень, падзяліцца ўражаннямі і проста адчуць сваю сям'ю адзіным цэлым, а сябе яе неад'емнай часткай. Таксама гэтая традыцыя дапаможа прывучыць дзіця культурным зносінам і правілам паводзін за сталом, накрываць, сервіраваць і ўпрыгожваць святочны стол, правільна карыстацца сталовымі прыборамі, запамінаць назвы страў.
Сямейныя гісторыі. Наша памяць захоўвае мноства гісторый: сумных, радасных, мудрых, пацешных, героямі якіх былі вы самі і члены вашай сям'і. Дотык да гісторыі сваёй сям'і выклікае ў дзіцяці моцныя эмоцыі, прымушае суперажываць, уважліва ставіцца да памяці мінулага, да сваіх гістарычных каранёў.
Сямейнай традыцыяй могуць стаць штотыднёвыя прагулкі ў лес, першы снегавік зімой, святкаванне прыходу вясны, выраб шпакоўні для птушак, спартыўныя забавы.
Экскурсія выхаднога дня (у музей, на выставу, у тэатр). Такія экскурсіі для дзіцяці заўсёды свята. Наведванне масавых мерапрыемстваў спрыяе мэтанакіраванаму далучэнню дзіцяці да свету культуры і выдатнага, назапашвання эстэтычных і мастацкіх уражанняў - (дзіця становіцца ўдумлівым, які адчувае сябе гледачом і саўдзельнікам).
Традыцыя чытаць кнігі і абмяркоўваць прачытанае фармуе светапогляд дзіцяці, дапамагае зразумець прычыны ўчынкаў людзей. Дзеці разам з дарослымі разважаюць пра дабро і зло, што развівае здольнасць суперажываць, разумець прычыны, таго ці іншага ўчынку.Мы бачым, што роля сямейных традыцый у жыцці дзіцяці вельмі важная і дазваляе:

- ганарыцца дзецям сваёй сям'ёй;

- даюць магчымасць праявы станоўчых эмоцый;

- забяспечваюць устойлівасць адносін;

- захоўваецца і ўмацоўваецца сувязь паміж пакаленнямі.

Такім чынам, узбагачэнне ўтрыманне сямейных традыцый будзе спрыяць паўнавартаснай арганізацыі жыццядзейнасці сям'і, дапаможа удасканальваць працэс хатняга выхавання дзяцей дашкольнага ўзросту, забяспечыць паразуменне паміж дзецьмі, бацькамі і іншымі членамі сям'і. Чым больш шчаслівым былі традыцыі і цікавей пазнанне свету ў бацькоўскай сям'і, тым больш радасці і эмацыйнага дабрабыту будзе ў малога і ў далейшым жыцці.

Стварайце свае сямейныя традыцыі і беражліва захоўвайце іх!

свернуть

Рэкамендацыі бацькам па азнаямленню дзяцей з сацыяльным асяроддзем і фарміраванню ў іх маральна - патрыятычных якасцей асобы

Рэкамендацыі бацькам
па азнаямленню дзяцей з сацыяльным асяроддзем і фарміраванню ў іх маральна - патрыятычных якасцей асобы

1. Паважаныя бацькі, вяртаючыся з дзіцем з дзіцячага садку, прапануйце яму гульню " Хто больш цікавага заўважыць па дарозе?" Такім чынам, вы зможаце дапамагчы яму ўбачыць тое, што найбольш важна ў выхаваўчых адносінах: праца людзей, пераўтварэнне аблічча гораду, раёна, вуліцы, дома, вашага пад'езда і г. д.
2. Расказвайце дзіцяці аб сваёй працы, аб тым, якую карысць прыносіць плён вашай працы.
3. Вучыце дзяцей беражліва ставіцца да навакольнага асяроддзя. Тлумачце, што кожная рэч - гэта вынік працы чалавека.
4. Расказвайце дзецям пра гісторыю Беларусі, горада Мінска, пра мінулае і сучаснае ў вольнай і ненадакучлівай форме, разам чытайце мастацкія творы, казкі, развучвайце вершы і песні, слухайце беларускую музыку.
5. Не забывайце, што ажыццяўляць займальныя падарожжы па нашай краіне можна, маючы пад рукой глобус, карту або проста ілюстрацыі. Дзіця варта навучыць нескладанай тэхніцы паказу і перыядычна прапаноўваць яму "павандраваць".
6. Любоў да Радзімы пачынаецца з любові да блізкіх, родных: маці і бацькі, бабулі і дзядулі. Сумеснае даследаванне гісторыі сям'і і рода –гэта займальная і вельмі важная справа, падчас якой вы зможаце пазнаёміць сваё дзіця з гісторыяй нашай краіны і ўсяго беларускага народа.

свернуть

Консультация "Растим маленького гражданина"

Консультация "Растим маленького гражданина"
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в нашем государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Учебная программа дошкольного образования и образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают формирование представлений у воспитанников о своей малой Родине, народных и государственных праздниках, о символах белорусского государства, Беларуси, достопримечательностях родного города, села, столицы республики, о людях, прославивших нашу Родину, Президенте Республики Беларусь, воспитание у детей любви к родной земле, развитие стремления глубже познать язык и природу Беларуси, своего региона; формирование знаний о культурно-историческом прошлом белорусского народа, а также чувство гордости и ответственности перед своей Родиной. В соответствии с планом мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь, особое внимание уделяется формированию системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.

свернуть

Памятка "Организация гражданско-патриотического воспитания личности в Республике Беларусь"

В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики.
Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед родителями и педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его  воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина.
Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.

свернуть

Консультация "Что такое патриотизм?"

Что такое патриотизм? Это и родина для конкретного человека, и чувство преданности, верности своему дому , любовь к нему, желание служить его интересам и защищать от врага.

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Как воспитать патриотизм?

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

 

В Беларуси есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

свернуть

Советы родителям будущих первоклассников

Скоро в школу. Через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и дополнительных занятий, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут.», «Двойки будут ставить.», «В классе засмеют.» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне.» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

свернуть

Особенности образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания

 В сфере дошкольного образования одними из основных направлений государственной политики являются обеспечение доступности образования детям с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, специальных условий для обучения, воспитания и оказания коррекционно-педагогической помощи. Задача интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество выступает в качестве приоритетной. Ее решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры. В основе организации интегрированного обучения и воспитания лежат принципы приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечения равного доступа к получению образования.

В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становится все более востребованным родителями детей дошкольного возраста. Организация интегрированного обучения и воспитания позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Источник:ст. 267 Кодекс об образовании РБ ).

   Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания

Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

   Главными задачами являются:

*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

*организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;

*реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;

*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;

*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.

Учитель – дефектолог

Проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно – образовательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания

Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу в соответствии с учебным планом на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.

Помощник воспитателя

Участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

Педагог- психолог

Ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно- развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, гипердинамичными детьми.

Музыкальный руководитель

Организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

Руководитель физического воспитания

Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно – моторной координации. Оказывает консультации.

    Педагоги, работающие одновременно как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими особенности психофизического развития, обладают высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, владеют методами и приемами коррекционно-развивающей работы и умело их используют с учетом имеющегося у ребенка нарушения.

   Обучение на занятиях осуществляют с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей: дозирование учебного материала, доступность заданий, четкое временное соотношение этапов занятия, профилактика состояния повышенного утомления (релаксация, зрительная, пальчиковая гимнастика, физкультминутка).

  При организации интегрированного обучения особое внимание уделяют повышению статуса ребенка с особенностями психофизического развития в коллективе нормально развивающихся сверстников путем формирования положительной Я-концепции, нравственных установок и ценностных ориентаций, способов социального взаимодействия, организации совместных видов деятельности. Образовательный процесс и коррекционно-развивающая работа в группе интегрированного обучения и воспитания обеспечивают удовлетворение базовых потребностей детей: физиологических (жизненно необходимых); потребности в безопасности; в любви, принадлежности и привязанности; в признании и уважении; в самоактуализации.

  Поэтому важным условием повышения качества образования детей в интегрированной группе является усиление его коррекционной направленности во всех сферах жизнедеятельности: деятельности, общении, самосознании.

Организация работы с родителями

   Успех внедрения интегрированного обучения и воспитания во многом зависит от организации работы с семьями воспитанников. Родители детей, посещающих группу интегрированного обучения и воспитания, являются полноправными участниками образовательного процесса. Они имеют право на: участие в управлении дошкольным учреждением; защиту прав и законных интересов ребенка; ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами деятельности ребенка; получение информации обо всех видах обследований ребенка (медицинских, психолого-педагогических). Вместе с тем они обязаны обеспечивать условия для получения образования и развития детей.

   В то же время существует объективная необходимость оказания родителям квалифицированной психолого-педагогической помощи. В процессе сотрудничества устанавливаются доверительные взаимоотношения с семьями воспитанников, определяются направления их сотрудничества с учетом пожеланий родителей.

   Педагогический коллектив знакомит родителей с положительными сторонами и спецификой организации совместного обучения и воспитания нормально развивающихся детей и их сверстников с особенностями психофизического развития: созданием адаптивной образовательной среды (адаптация окружающего пространства с учетом потребностей детей), организацией доброжелательных межличностных контактов, обеспечением психолого-педагогического сопровождения ребенка особенностями психофизического развития и др.

   Педагоги учреждения дошкольного образования уделяют более пристальное внимание вопросам работы с семьями воспитанников. Осуществляют данную работу с помощью программ повышения родительской компетентности, внедрения в практику различных форм взаимодействия с семьей: дни открытый дверей, круглый стол, открытый микрофон, консультативный час, посещение занятий, мастер-класс и др. Разнообразные формы работы с родителями позволяют обучить их способам взаимодействия со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи, оказания ему необходимой помощи в процессе формирования жизненно значимых умений и навыков. Особое внимание следует уделяется формированию способов социального взаимодействия детей со значимыми взрослыми, сверстниками, причем не только в дошкольном учреждении, но и за его пределами.

свернуть

Ребенок и природа

 Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями.

   О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).

   Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

   Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

  Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

   Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).

   Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

   Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.

   Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.

   Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что главное – это ваш пример.

   Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

   Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

   Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

   Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

   Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

   Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

   Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

   Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

свернуть

Памятка для родителей о необходимости посещения детьми учреждения дошкольного образования

Уважаемые родители! Что дает посещение детского сада ребенку?

   Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех – совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

   В детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный набор обеспечит и детский сад.

   Можно ли дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не водя его в детский сад?

   В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Главное – социальное развитие. И ограничивать мир ребенка только домашним окружением нельзя. Только в детском сад ваш ребенок научиться общаться с другими детьми, знакомиться с незнакомыми, научиться играть, соблюдать очередность и правила игры, делиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития.

Почему нужно посещать детский сад без пропусков?

   Детский сад – это незаменимая ступень в развитии малыша, которая повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Ребенку нужно посещать детский сад! Главная задача, возложенная на него – социализация личности. Именно в саду малыш начинает общаться с другими детьми, контактировать. Он учится понимать, что не все на свете должно доставаться только ему. Это тяжело, но необходимо. Он учится тому, что для того, чтобы добиться чего-то (взять понравившуюся игрушку, одержать победу в игре, первым разгадать загадку), нужно прикладывать усилия, стараться. Здесь малыш учится жизни, коммуникативным навыкам, узнает много нового, адаптируется к обществу, подавляет комплексы неполноценности, учится выражать свои мысли и не стесняться их высказывать на людях. Вторая задача – следовать режиму дня. Именно в соблюдении режима дня и состоит польза детского сада, поскольку приучает к основам здорового образа жизни – своевременному питанию, сну, прогулкам на свежем воздухе. К тому же, навыки самостоятельности в жизни обязательно пригодятся. Немаловажным фактором является творческое развитие ребенка. Пение, танцы, рисование, лепка. К тому же, профессиональные преподаватели действительно помогают малышу проявить себя в каком-либо виде искусства и открыть новые способности.

Отводить ребенка в сад нужно ежедневно, не допуская пропусков без уважительных причин. Это приучает к дисциплине и вырабатывает чувство ответственности.

   Следует убедить ребенка в том, что посещение садика – это ответственное дело, его работа, которую пропускать никак нельзя.

   Так или иначе, детский сад для многих родителей является единственным разрешением проблемы воспитания ребенка, однако это не столько вынужденное, сколько взвешенное и хорошо обдуманное решение, несомненно, дающее свои плоды. Находясь в детском саду, ребенок всегда будет здоровым! Соблюдение режима, сбалансированное питание, закаливающие процедуры, подвижные игры, своевременное пребывание ребенка на свежем воздухе укрепят его здоровье. Каждый пропущенный день оставит пробел в интеллектуальном и физическом развитии вашего ребенка!

   Наш детский сад- большая дружная семья, особый мир, где главными героями являются малыши: милые, добрые, милые, веселые, шумные, замечательные, и все подчинено их потребностям и желаниям. Это мир, где царит детский смех, улыбки счастья и доброты, где комфортно каждому маленькому воспитаннику. И зная, и помня об этом, наш коллектив делает все ради них, ради того, чтобы они росли и развивались.

   Вы все очень хотите, чтобы ваш ребенок принимал активное участие во всех мероприятиях детского сада, в том числе и в музыкальный праздник.

   Музыкальный праздник - важное событие в жизни ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой деятельности. Там же получит представление о том, что такое сценарии и правила. И возможно, впервые проявит свои интересы и способности.

   Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка в детский сад, на музыкальные занятия, а привести только на музыкальный праздник, ничего кроме неприятностей (для ребенка из-за незнания материала), неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться, не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям, которые старательно учили стихи, песни, танцы в продолжении долгого времени. Дети, не посещавшие детский сад и мало посещавшие, не дают остальным двигаться вперед и учить что-то новое. Так как приходится повторять и разучивать прошлогодний материал.

Как правило, к музыкальному празднику детей готовят постепенно, сначала разучивая слова и мелодии песен, движения танцев, а за тем идет знакомство со стихами и сказками, герои которых будут «приходить» на праздник.

 Разучивание материала на музыкальный праздник продолжается около двух месяцев. Дети постепенно разучивают весь нужный материал на музыкальных занятиях, а затем в свободное от других не менее важных занятий (таких как: элементарные математические представления, ребёнок и общество, ребёнок и природа, развитие речи и культура речевого общения, изобразительное искусство (лепка, рисование, конструирование и др.), художественная литература и др.) закрепляют с воспитателями пройденный на занятии материал, учатся правильно и выразительно произносить слова стихотворений и отрывки из сказок, закрепляют исполнение отдельных танцевальных движений. Благодаря совместному и ежедневному труду музыкального руководителя и воспитателей, вы, родители, имеете возможность увидеть развитие вокальных, актерских, танцевальных данных у своих детей.

Не пропускайте детский сад без уважительной причины!

свернуть

Памятка для родителей "Играем - речь развиваем"

Уважаемые родители!

    Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

   Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, дети с однообразной, со слабо развитой связной речью.

   Учитывая большую загруженность родителей работой, ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость предлагаю Вам познакомиться с играми, игровыми упражнениями на развитие речевых навыков вашего ребенка. Играть в них можно, занимаясь повседневными делами, в свободное время, по дороге домой и в детский сад.

Игры на развитие грамматического строя речи.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок….(яблочный);

из груш сок…(грушевый);

из слив сок…(сливовый);

из вишни….(вишневый);

из моркови, лимона, апельсина и т.д. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? А лимонный сок из чего? Сливовый сок из чего? И т.д.

Аналогично можно поиграть в игру «Приготовим варенье».

«Волшебные очки»

Играем, когда идем в детский сад или домой.

«Представьте, что у нас есть волшебные очки». Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Я надел (а) зеленые очки и вижу зеленый забор, зеленое дерево, зеленый дом и т.д.»

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик. Он синий. Я заметил кошку. Она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, какао, кино, радио, пианино, метро). Проговариваем вместе с детьми: «На вешалке висит пальто. У меня нет пальто. Сегодня холодно, и все надели пальто». Следите, чтобы ребенок не изменял слова в предложениях-ответах.

«Один - много»

«Один дом, а много чего? (ребенок отвечает: «домов»).

Один стол-… , один стул-…,одно окно-…,одна звезда-…, одно ухо-…

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему. И так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.

"Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку".

свернуть