Консультации, рекомендации, памятки для родителей

Консультация «Выбор книги для чтения с детьми, правила совместного чтения»

                              «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».                                                               В. Сухомлинский, талантливый советский педагог

 Ребенку, даже самому маленькому, обязательно нужно читать вслух книги. В первые месяцы жизни, когда малыш еще не понимает смысла слов, это способствует развитию навыков речи: он слушает ваш голос, внимательно наблюдает за движениями ваших губ и пытается подражать вам. Когда ребенок подрос и способен следить за сюжетом, но еще не знает букв — чтение тренирует у него способность восприятия информации на слух, стимулирует память и воображение. Позже, начав читать самостоятельно, ребенок учится грамотно излагать свои мысли, у него формируется вкус и образное мышление, развиваются творческие наклонности. В будущем все это поможет ему легче находить контакт с людьми и успешно налаживать социальные связи. Когда вы читаете своему ребенку, он фантазирует, создает огромный красочный мир, где живут его друзья – герои детских книжек. Он испытывает целую гамму эмоций, учится различать добро и зло, понимать себя и других. Неважно, сколько месяцев или лет вашему ребенку. Книги расширяют кругозор детей любого возраста, учат их мыслить, а значит, удовлетворяют потребность в познании, заложенную в человека от природы. Читать вместе с ребенком: почему это так важно? Кроме того, совместное чтение очень сближает. Это то время, когда мама (папа, бабушка, дедушка) принадлежат только ребенку. Это настоящее, качественное и душевное общение малыша с самыми родными людьми. Однако не только для него совместное чтение так интересно и важно. Взрослые, какими бы серьезными и солидными они ни стремились казаться, на самом деле всегда рады возможности почитать с ребенком хорошую детскую книгу – хотя бы потому, что это позволяет им ненадолго вернуться в мир своего беззаботного детства.

                                      Подсказка для родителей

 Перед тем, как начать читать вместе с ребенком, создайте соответствующую атмосферу, чтобы посторонние раздражители не мешали малышу (выключите телевизор и радио, удобно устройтесь с ним на диване или в кресле, не отвлекайтесь на телефонные звонки и разговоры с членами семьи). Для усиления эмоционального восприятия текста можно негромко включить фоновую музыку, по темпу и ритму соответствующую книжке, которую вы читаете. Начинайте с книг, где есть информация о повседневной жизни. Для самых маленьких это могут быть просто картинки без историй — детям очень интересны реальные предметы. Книги с изображениями фруктов, животных, людей, машин и поездов неизменно вызывают у них интерес. Постоянно читайте малышу короткие детские стишки, которые хорошо воспринимаются на слух и легко запоминаются. Постарайтесь показать ребенку, что читать книги — не обязанность, а удовольствие. Никогда не заставляйте его слушать сказку или учить буквы. Гораздо лучше сделать это в игровой форме. Например, буквы можно пропевать на прогулке или искать на вывесках магазинов. Если же ребенок отказывается читать вместе с вами, можно сказать: «Не хочешь — не нужно, тогда я почитаю кукле (зайчику)». Наверняка через минуту малыш попросит: «И мне тоже почитай!».

 В  период  с 3 до 6 лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним «взрослеют» и его книжки. Для чтения в таком возрасте подойдут белорусские и русские народные сказки, сказки Пушкина, братьев Гримм, Андерсена, Ш. Перро, стихотворные сказки К. Чуковского, Маршака, прозаические произведения Н. Носова, Б.Житкова, В.Бианки и др.

 Сейчас ребенок уже способен воспринимать художественное произведение только на слух. Для лучшего понимания текста читать ребёнку следует выразительно, в лицах, стараясь как можно убедительнее передать характеры персонажей. Чтобы он не запутался в литературных событиях и героях, обсуждайте содержание каждой прочитанной книги, просите пересказать ее сюжет — по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Выбор книг для чтения с детьми     С 3 до 6 лет

  • Сказки: народные, о животных, волшебные, авторские, сказки в стихах • Истории про реальных и сказочных животных • Истории про волшебных существ (например:  Карлсона, Незнайку, Мурзилку и др.) 
  • Истории про детей, попавших в сказочный мир (Л. Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» и др.)
  • Истории про приключения детей в реальной жизни (например: В. Драгунский, «Денискины рассказы» и др.)
  • Книги познавательного характера, обязательно — с красочными иллюстрациями                   
  • Любимые книги вашего детства

                                Правила совместного чтения

 Читайте каждый день. Выработайте своеобразный ритуал ежедневного совместного чтения, желательно – в одно и тоже время. Это войдет у ребенка в привычку и на долгие годы сформирует потребность в книгах. Во время чтения старайтесь, чтобы книга находилась на уровне глаз малыша, и держите ее на расстоянии его вытянутой руки. Читайте то, что интересно ребенку. Прежде чем начать читать книгу вместе с ребенком, пролистайте ее сами. Убедитесь, что содержание соответствует его возрасту, интересам и психоэмоциональным особенностям. Расскажите малышу заранее, что вы хотите почитать с ним новую книгу, и дайте ему самостоятельно рассмотреть картинки в ней. Читайте, если ребенок этого хочет. Ни в коем случае не принуждайте ребёнка к чтению, чтобы не отбить у него на всю жизнь желание общаться с книгами. Читая, не поглядывайте на часы — руководствуйтесь только тем, увлечен ли ребенок или чтение уже надоело ему. Никогда не говорите малышу: «Как стыдно, мы с тобой уже неделю не читали!..». Так вы наверняка получите результат, противоположный желаемому. Листая интересные книжки в обнимку с ребенком или читая по ролям вместе с другими членами семьи, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями. Читайте и общайтесь. Дайте ребенку понять, что совместное чтение вас тоже очень увлекает. Будьте готовы реагировать на возникающие у малыша вопросы и проявление его отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор. Если вы скажете ребенку: «Сначала послушай, а разговаривать будем потом»,он почувствует, что его мысли и переживания для вас не важны.

Читайте эмоционально и с выражением В процессе чтения «играйте» голосом: читайте быстрее или медленнее, громче или тише, делайте интонационные акценты – в зависимости от содержания текста, от ситуации, в которой оказались герои. Читайте в лицах, передавая речь и характер разных персонажей. Не отчаивайтесь, что у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и вообще отсутствует актерское дарование. Ваши старания все равно не останутся неоцененными — ваш ребёнок прекрасно поймет те эмоции, которые вы хотели выразить. Читайте одну и ту же книгу много раз подряд. Иногда дети неделями хотят слушать одну и ту же книгу. Обычно это история, которая в тот или иной момент оказалась эмоционально близкой ребенку. Не стоит пытаться переупрямить свое чадо, лучше наберитесь терпения и в 101-й раз прочитайте его любимую книгу, например: «Волшебника Изумрудного города»: малышу это нужно.

           Приемы, которые помогают ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное:

 Чтение книг — это не просто пассивный «прием» информации, но еще ее осмысление и запоминание. Чтобы ребенок научился этому, он должен стать непосредственным участником процесса чтения, «со-творцом» происходящего на страницах книги — даже когда он не умеет читать. Такое «со-творчество» дает навыки понимания и запоминания прочитанного, развивает речь и образное мышление, позволяет незаметно привить ребенку желание читать самостоятельно. Есть множество несложных приемов, которые помогают всего этого добиться. Придумайте на основе книги, которая понравилась ребенку, свою историю. Например, Колобок пусть улетит от лисы на игрушечном самолетике ребенка и окажется в волшебной стране, где встретит новых друзей и переживет волнующие приключения. Рисуйте с ребенком иллюстрации к прочитанной книжке. Вы можете вместе придумать, рассказать и нарисовать, как выглядит тот или иной герой, во что он одет, какие вещи его окружают, добрый он или злой. Попросите ребенка пересказать его любимую сказку своими словами или при помощи рисунков. Во время чтения задавайте ребенку вопросы. А чтобы ему не стало скучно, делайте это в игровой форме: допустим, обратитесь к ребёнку от имени Незнайки или его любимой игрушки. Вопросы могут быть разными, главное, чтобы они заинтересовали ребенка, заставили его думать: «Зачем же он так поступил? Я бы никогда не решилась. Это очень трудно. А ты?», «Ой, а кто такая Баба-Яга? Почему у нее костяная нога? Мне страшно, она меня тоже захочет съесть? Ты меня защитишь? А как ты это сделаешь?», и т. д. Пересказывая содержание книги, намеренно исказите его, чтобы проверить, правильно ли ребенок запомнил прочитанное. Устройте пересказывание по ролям. Когда вы произносите текст за одного героя, а ребенок — за другого, он учится следить за смыслом рассказа, говорить с выражением, тренирует память. Играйте с ребенком в «договорки» — предлагайте ему заканчивать предложения из текста словами, подходящими по смыслу. Эта игра увеличивает словарный запас малыша, учит его вычленять из речи отдельные слова и их сочетания, развивает чувство языка. Одно и то же стихотворение читайте по-разному (весело и печально) и обсуждайте, какая интонация соответствует его смыслу

                                    Сказки на ночь

 Тесный физический и душевный контакт между мамой и ребенком формируется в период грудного вскармливания, а сладкий сон младенцу навевает в это время колыбельная песенка. Когда колыбельная перестает быть актуальной, сохранить прочную эмоциональную связь с ребенком родителям позволяет чтение ему перед сном. Полчаса-час перед сном — это лучшее время для создания атмосферы доверия между родителями и ребенком, минуты, посвященные общению и взаимному проявлению любви. Уютная вечерняя аура расслабляет уже сама по себе. Чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует формированию приятных эмоций. Кроме того, чтение на ночь хорошо успокаивает непоседливых малышей. Благодаря ему они лучше засыпают и крепко спят – в то время как столь удобный для родителей просмотр мультфильмов, наоборот, возбуждает детей и требует дополнительных усилий по их «укладыванию». Если вы с ребенком не можете прийти к согласию в том, какую книжку почитать на ночь, устройте лотерею: на полосках бумаги напишите названия книг и положите их в пустую коробку. Пусть ребенок потрясет ее и достанет полоску наугад. Если малышу понравится эта идея, можно все время выбирать книги таким способом. Читая перед сном, отвечайте на вопросы ребенка, объясняйте то, что ему непонятно, но не предлагайте придумать альтернативный вариант развития сюжета, пересказать содержание прочитанного отрывка или почитать по ролям. Сейчас ваша главная задача — настроить его на крепкий и спокойный сон.

    Книги против электронных гаджетов: борьба или сотрудничество

 И все же дети читают гораздо больше, чем мы думаем, просто к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а вовсе не посты в ЖЖ или «Фейсбуке». Однако бессмысленно отрицать то, что мы живем в «цифровой» реальности. Обыденными становятся такие устройства и технологии, которые еще лет 15 назад казались абсолютно немыслимыми (и, что характерно, дети осваивают их гораздо быстрее и легче своих родителей – трехлетний ребенок, лихо «управляющий» планшетом, сегодня уже мало кого удивляет). Это не плохо и не хорошо, это — данность, начало той эпохи, в которой будут жить ваши дети. И, если вы хотите, чтобы они чувствовали себя в ней органично и уверенно, не ограждайте их от технических новинок в пользу «исконных-посконных» методов развития и обучения. Читайте детям не только бумажные, но и электронные книги. Бумажную книгу ребенок может взять в руки, полистать страницы, рассмотреть картинки, водя по ним пальчиком. Текст в электронной книге ему будет интересно прочитать с экрана, а потом распечатать на принтере, выбрав бумагу на свой вкус, нарисовав обложку и собственноручно сделав переплет. Интерактивные электронные книги сами расскажут ребенку сказку и покажут иллюстрации, с которыми можно поиграть. Умные и добрые компьютерные игры и приложения на электронных девайсах помогут как всестороннему развитию интеллекта ребенка, так и формированию у него первых навыков обращения со сложной техникой.

И главная задача любящих родителей — найти для своего ребенка необходимый баланс между традиционными и новыми средствами познания мира.

Подготовила воспитатель дошкольного образования Гайдаенко Т.А.

свернуть

Здоровье. Полезные советы.

Респираторный этикет, что это такое?

Респираторный этикет – это правила поведения человека, направленные на ограничение распространения респираторных заболеваний. 

Считается, что респираторные вирусы, которые вызывают множество острых респираторных заболеваний, распространяются, главным образом, от человека к человеку через вдыхание мельчайших капелек, образующихся при кашле и чихании. Однако инфекция может распространяться и через загрязненные руки и предметы, на которых находятся вирусы.

Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих лиц от заражения острыми респираторными инфекциями, необходимо соблюдать «респираторный этикет».    

Правила респираторного этикета:

  • при кашле и чихании необходимо использовать носовой платок,, предпочтительнее применять одноразовые бумажные платки, которые выбрасывают сразу после использования;
  • при отсутствии носового платка, простуженные лица должны чихать и кашлять в сгиб локтя, а не в ладони, т.к. традиционное перекрывание рта ладонью приводит к распространению инфекции через руки и предметы обихода;
  • важно часто и тщательно мыть руки с мылом и стараться не прикасаться руками к губам, носу и глазам;
  • по-возможности, избегать в закрытых помещениях кашляющих и чихающих людей и держаться от них на расстоянии.
свернуть

Парады бацькам, ці вучымся разам з дзецьмі гаварыць па-беларуску!

Родная мова, якой авалодваюць дзеці ў зносінах з дарослымі, з'яўляецца галоўным сродкам засваення імі культуры свайго народа, фарміравання нацыянальнай самасвядомасці. У родным слове, па сцвярджэнні вялікага рускага педагога К. Д. Ушынскага, народ клапатліва захоўвае "ўвесь след свайго духоўнага жыцця". Матчына мова, мова бацькоў, продкаў з'яўляецца і сродкам, і зместам духоўнага развіцця асобы чалавека.

      Большасць дашкольнікаў у нашай рэспубліцы выхоўваецца ў рускамоўных сем'ях, а яшчэ значная частка ў сем'ях, дзе размаўляюць на так званай "трасянцы" - сумесі беларускай і рускай моў. Гэта прыводзіць да ўзнікнення з'явы інтэрферэнцыі - "засметчанасць" мовы: пранікнення ў рускае маўленне беларусізмаў, а беларускае - русізмаў. Напрыклад, гаворачы па-руску, ужываюць беларускія словы(сварила бурак), граматычныя формы, уласцівыя беларускай мове (гулять с папам), дапускаюць арфаэпічныя і фанетычныя памылкі (рымень, дзевачка). Часта дзеці паралельна ўжываюць агульныя па значэнні словы абедзвюх моў (кукла і лялька, сапожки і боты, картинка і малюнак, играть і гуляць і інш.).

         Паколькі адсутнічае граматнае беларускамоўнае асяродзе, у якім нашы дзеці маглі б самастойна засвойваць нормы і правілы маўлення, дарослыя павінны спецыяльна арганізоўваць  мэтанакіраванае навучанне дзяцей  беларускай мове праз даступныя віды дзіцячай дзейнасці. 

            Паважаныя бацькі, мы не сумняваемся, што вы зацікаўлены ў тым, каб ваша дзіця ў будучым паспяхова засвойвала школьную праграму. А рыхтаваць яго да навучання ў школе неабходна як мага раней. Тым больш, што адукацыйны працэс у нашай школе ажыццяўляецца таксама на беларускай мове.

Прапануем вам матэрыял, 

які можна выкарыстоўваць для заняткаў з дзецьмі дома:

Тэма "Дзікія жывёлы"

1. Гульня “У каго што?”

Вы называеце жывёлу, а дзіця называе яе часткі цела:
У лісы – лапы, хвост, тулава, галава, вушы….
У лася – тулава, галава, рогі, ногі, капыты ….
У ваўка – лапы, хвост, клыкі…..
І г.д.

2. Гульня “Каго многа ў лесе?”

воўк – многа ваўкоў
дзік – многа дзікоў
мядзведзь……………………………..
вавёрка……………………………….
ліса…………………………………….
бабёр………………………………….
рысь…………………………………….
і г.д.

3. Гульня “Адгадай хто гэта?”

Вы называеце характэрныя прыкметы жывёлы, а дзіця павінна назваць жывёлу.

* У яго доўгія вушы, пярэднія лапы кароткія, а заднія – доўгія, маленькі хвосцік (заяц).
* У гэтай жывёлы рыжая шубка, доўгі пушысты хвост, яна ловіць мышэй (ліса).
* У гэтай жывёлы рыжая шубка, доўгі пушысты хвост, яна добра скача па дрэвах, любіць шышкі і арэшкі(вавёрка).
*  Ён шэры, у яго моцныя зубы, зімой ён ходзіць злы і галодны (воўк).
* У яго бурая шубка, тоўсты лапы, зімой ён спіць (мядзведзь).
І г.д. пра лося, зубра, бабра……

Для ўскладнення можна прапанаваць дзіцяць загадаць вам загадку, а Вы паспрабуеце яе адгадаць.

4. Гульня “Палічы звяроў?”

Дапасаванне назоўнікаў і лічэбнікаў.
1 кабан, 2 кабаны, 3 кабаны, 4 кабаны, 5 кабаноў і г.д.
Палічыце таксама зайцаў, вавёрак, лісаў, ваўкоў, дзікоў і г.д.


Тэма "Свойскія жывёлы"

1. Гульня “Хто як размаўляе?”

Карова …. (мычыць)
Конь …. (ржэць)
Авечка ….. (бляець)
Сабака ….. (гаўкае)
Кот…. (мяўкае)
Свіння… (хрукае)

2. Гульня “Знайдзі лішняе”
Папрасіце дзіця выбраць "лішняе слова" і растлумачыць свой выбар
Карова, баран, хвост, сабака   (хвост - гэта частка цела, а ўсе астатнія - жывёлы)
Авечка, лось, бык, трус   (лось - гэта дзікая жывёла, а астатнія - свойскія)
Конь, шчаня, каза, сабака   (шчаня - гэта дзіцяня жывёлы, а астатнія - дарослыя жывёлы)
і г.д.

3. Гульня “Скажы, у каго....?”
У каго вострыя рогі?    У каровы, у быка, у казы і г.д.
У каго кароткі хвост?
У каго вострыя кіпцюры?
У каго вялікія вушы?
У каго ёсць пятачок?
У каго доўгі хвост?
У каго на нагах капыты?


Тэма "Жывёлы халодных краін"

1. Гульня “Назаві сям'ю жывёл”

Напрыклад: мама – маржыха, тата – морж, дзіцяня – маржаня, дзіцяняты – маржаняты і г.д.

2. Гульня “Палічы жывёл”

Вы называеце жывёлу, а дзіця "лічыць", колькі жывёл сядзіць на ільдзіне

Адна сава, две савы, тры савы, чатыры савы, пяць соў, шэсць соў.....
Адзін цюлень, два цюлені, тры цюлені, чатыры цюлені, пяць цюленяў, шэсць цюленяў.....

3. Гульня “Палічы дзіцянят жывёл”

Напрыклад: адно маржаня двое маржанят, трое маржанят, чацвёра маржанят, пяцёра маржанят, шасцёра маржанят.

Палічыце так алянят, мядзведзянят, савянят, цюлянят.

_____________________________________________________________________

Гульні і практыкаванні па тэме

"ЧАСТКІ ЦЕЛА. ПРАДМЕТЫ ГІГІЕНЫ"

1. Гульня "Скажы ласкава"

рука - ручка, нос - носік, вусны - вусначкі, далоні - далонькі і г.д.

2. Гульня "Адзін - многа"

  • рука - рукі, калена - калені, вока - вочы...
  • зубы - зуб, пальцы - палец, пазногаць - пазногці....

3. Гульня "Чым мы гэта робім?"
Слухаем чым? - Вушамі
Глядзім чым? - Вачамі
Лепім чым? - Рукамі
І г.д.

4. Гульня "Скажы наадварот"

Высокі - нізкі, добры - злы, дужы - слабы, лянівы - працавіты, вясёлы - сумны...

5. Гульня "Што можна рабіць"

Вачамі - глядзець, бачыць, прыглядацца, разглядаць.
Вушамі - слухаць, прыслухоўвацца, чуць.
Зубамі - жаваць, кусаць, адкусваць, грызці.

6. Растлумач значэнне слоў
Каравокі, доўгавалосы, блакітнавокі, шыраплечы, высакарослы.

7. Практыкаванне "Чым мы гэта робім?"

  • Чым чысцім зубы?
  • Чым намыльваем рукі?
  • Чым выціраем твар?
  • Чым выціраем нос?
  • Чым расчэсваем валасы?

8. Практыкаванне "Выпраў памылкі"

  • Кніга чытае дзяўчынку.
  • Мы пачысцілі зубы, а потым прачнуліся.
  • Таня выцерла твар ручніком, а потым памылася.

9. Адгадай загадкі

Два акенцы.
На ноч зачыняюцца,
А як сонца ўстане,
Яны адчыняюцца. (ВОЧЫ)

Увесь час у роце, а глынуць не можам. (ЯЗЫК)

У дзвюх матуль па пяць сыночкаў. Усе адно імя маюць. (РУКІ І ПАЛЬЦЫ)

____________________________________________________________________________

Гульні і практыкаванні па тэме

"АДЗЕННЕ. АБУТАК. ГАЛАЎНЫЯ ЎБОРЫ"

1. Гульня "Адзін - многа" Утварэнне назоўнікаў роднага склону
Куртка - многа куртак
шуба -
шалік -
хустка -
чаравік -
наскі -
паліто -

2. Гульня "Мой, мая, маё" Дапасаванне прыметнікаў і займеннікаў
Чый плашч? - Мой плашч
Чые штаны?....
Чые боты? .....
Чыя куртка? ......
Чые пальчаткі?

3. Гульня "Шыем адзенне" Утварэнне прыметнікаў ад назоўнікаў
Боты з гумы - (Якія боты?) - Гумовыя боты
Кофта з шэрсці - ....
Шапка з меху - .....
Чаравікі са скуры -.....
Сукенка з шоўку - .....

4. Гульня "Што лішняе?"
Капялюш, шапка, рукавіцы, кепка (лішнія рукавіцы, бо гэта не галаўны ўбор).
Сукенка, туфлі,кашуля, майка
Чаравікі, боты, басаножкі, панамка

5. Прапануйце дзіцяці паказаць і назваць часткі адзення і абутку
Варатнік, рукаво, кішэня, гузік і г.д
Абцас, заднік, насок, засцежка і г.д

6. Гульня "Скажы наадварот"
Плашч доўгі, куртка - (кароткая).
Джынсы брудныя, а штаны......
Майка светкая, а кашуля.....
У ботах цёпла, а ў басаножках......
Высокі абцас ...........

7. Гульня "Назаві ласкава"
Тапкі - тапачкі
Куртка - ...............
Чаравікі - ...................
Пальчаткі - ...................

свернуть

Воспитание любви к природе

Азбука улиц, проспектов, дорог.

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

А - асфальтом улицы мостятся, автомобили быстро мчатся.

Б - бурлит в движенье мостовая, бегут авто, спешат трамваи.

В - все будьте правилам верны - держитесь правой стороны.

Г- груз громоздкий и большой неси у края мостовой.

Д - должен помнить пешеход: перекрёсток - переход.

Е - есть сигналы светофора - подчиняйся им без спора.

Ж - жёлтый свет - предупрежденье - жди сигнала для движенья.

3 - зелёный свет открыл дорогу, переходить ребята могут. 

И - иди вперёд, порядок знаешь - на мостовой не пострадаешь.

К - красный свет нам говорит: стой, опасно, путь закрыт!

Л - Лёша с Любой ходят парой, где идут по тротуарам.

М - марширует в садик строй, мы идём по мостовой.

Н - не смей на буфере кататься, не трудно с буфера сорваться.

О - опасность ротозеев ждёт около любых ворот.

П - по асфальту точек стёжка - пешеходная дорожка.

Р - риск ненужный, так и знай, на ходу скакать в трамвай.

С - совет - не доверяй сноровке, в трамвай входи на остановке.

Т - ты не мартышка и не кошка, и не трапеция-подножка.

У - ученик, садясь в трамвай, старшим место уступай.

Ф - футбол - хорошая игра на стадионе, детвора.

X - хоккей - игра на льду зимой, не играй на мостовой!

Ц - цеплять крючком машины борт - опасный и ненужный спорт.

Ч - чтобы тебя не задавили, не висни на автомобиле.

Ш - шагая осторожно, за улицей следи и только там, где можно, её переходи.

Щ - щади здоровье, жизнь щади, за движением следи.

Э - экзамен важного значенья держи по правилам движенья.

Ю - юные граждане, Тани и Пети, твёрдо запомните правила эти.

Я - ясно, чтобы быть здоровым, чтобы быть к труду готовым. Эту азбуку, друзья, надо знать от А до Я!

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных. Нередко ребёнок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к правилам дорожного движения без внимания.

Уважение к правилам дорожного движения, привычку неукоснительно Их соблюдать должны прививать своим детям родители. Бывает зачастую и так, что именно они подают плохой пример: переходят проезжую часть в местах, где это запрещено, сажают маленьких детей на передние сиденья автомобилей, перелезают через ограждения и т.д. Распространённая ошибка родителей - действия по принципу «со мной можно». Если вы показываете ребёнку на собственном примере, как перебежать на красный, будьте уверены, что оставшись один, он попытается повторить этот трюк.

Всё это ведёт к росту детского дорожно-транспортного травматизма. Что же должен усвоить ребёнок, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Сюда относятся много факторов. Детям необходимо понимать, кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир), какие бывают элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина). Очень хорошо, если малыши умеют различать виды транспортных средств (автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также необходимо рассказать про средства регулирования движения и сигналы светофора. Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам, обочинам и правила перехода проезжей части. Немаловажным в процессе обучения правилам дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что малыши должны запомнить и понять, - ни в коем случае не выходить на прогулку без взрослых.

Когда обучением занимаются родители, оптимальным будет вариант ненавязчивых рассказов в процессе прогулок с наглядным использованием дорожных ситуаций. Ребёнку нужно своими словами рассказывать о правилах дорожного движения и только в тех объёмах, какие он способен усвоить. Идя по улице с малышом, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу, нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить и о том, как и где нельзя этого делать. Эффективно будет влиять указание на пешеходов или водителей, которые эти правила нарушили.

Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения является развитие пространственного представления и представления о скорости движения. Ребёнок должен научиться ориентироваться в понятиях «близко», «далеко», «слева», «справа», «сзади» по ходу движения. Также малышу необходимо правильно воспринимать и скорость движения как транспорта, так и пешеходов (быстро, медленно).

В процессе обучения очень важно не пугать ребёнка улицей и транспортом. Ведь такой страх также опасен для малыша, как беспечность или невнимательность. Нужно наоборот развивать в нём внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом обучения является также чтение им стихов, загадок, детских книжек, посвящённых безопасности движения.

свернуть

Особенности образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания

В сфере дошкольного образования одними из основных направлений государственной политики являются обеспечение доступности образования детям с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, специальных условий для обучения, воспитания и оказания коррекционно-педагогической помощи. Задача интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество выступает в качестве приоритетной. Ее решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры. В основе организации интегрированного обучения и воспитания лежат принципы приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечения равного доступа к получению образования.

В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становится все более востребованным родителями детей дошкольного возраста. Организация интегрированного обучения и воспитания позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Источник:ст. 267 Кодекс об образовании РБ ).

   Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания

Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

   Главными задачами являются:

*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

*организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;

*реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;

*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;

*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

В данной группе деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.

Учитель – дефектолог

Проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет план коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно – образовательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатели группы интегрированного обучения и воспитания

Планируют и проводят образовательную и оздоровительную работу в соответствии с учебным планом на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.

Помощник воспитателя

Участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, помогает организовать прогулку под руководством воспитателя, учителя–дефектолога, оказывает помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

Педагог- психолог

Ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно- развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, гипердинамичными детьми.

Музыкальный руководитель

Организует разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

Руководитель физического воспитания

Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно – моторной координации. Оказывает консультации.

    Педагоги, работающие одновременно как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими особенности психофизического развития, обладают высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, владеют методами и приемами коррекционно-развивающей работы и умело их используют с учетом имеющегося у ребенка нарушения.

   Обучение на занятиях осуществляют с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей: дозирование учебного материала, доступность заданий, четкое временное соотношение этапов занятия, профилактика состояния повышенного утомления (релаксация, зрительная, пальчиковая гимнастика, физкультминутка).

  При организации интегрированного обучения особое внимание уделяют повышению статуса ребенка с особенностями психофизического развития в коллективе нормально развивающихся сверстников путем формирования положительной Я-концепции, нравственных установок и ценностных ориентаций, способов социального взаимодействия, организации совместных видов деятельности. Образовательный процесс и коррекционно-развивающая работа в группе интегрированного обучения и воспитания обеспечивают удовлетворение базовых потребностей детей: физиологических (жизненно необходимых); потребности в безопасности; в любви, принадлежности и привязанности; в признании и уважении; в самоактуализации.

  Поэтому важным условием повышения качества образования детей в интегрированной группе является усиление его коррекционной направленности во всех сферах жизнедеятельности: деятельности, общении, самосознании.

Организация работы с родителями

   Успех внедрения интегрированного обучения и воспитания во многом зависит от организации работы с семьями воспитанников. Родители детей, посещающих группу интегрированного обучения и воспитания, являются полноправными участниками образовательного процесса. Они имеют право на: участие в управлении дошкольным учреждением; защиту прав и законных интересов ребенка; ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами деятельности ребенка; получение информации обо всех видах обследований ребенка (медицинских, психолого-педагогических). Вместе с тем они обязаны обеспечивать условия для получения образования и развития детей.

   В то же время существует объективная необходимость оказания родителям квалифицированной психолого-педагогической помощи. В процессе сотрудничества устанавливаются доверительные взаимоотношения с семьями воспитанников, определяются направления их сотрудничества с учетом пожеланий родителей.

   Педагогический коллектив знакомит родителей с положительными сторонами и спецификой организации совместного обучения и воспитания нормально развивающихся детей и их сверстников с особенностями психофизического развития: созданием адаптивной образовательной среды (адаптация окружающего пространства с учетом потребностей детей), организацией доброжелательных межличностных контактов, обеспечением психолого-педагогического сопровождения ребенка особенностями психофизического развития и др.

   Педагоги учреждения дошкольного образования уделяют более пристальное внимание вопросам работы с семьями воспитанников. Осуществляют данную работу с помощью программ повышения родительской компетентности, внедрения в практику различных форм взаимодействия с семьей: дни открытый дверей, круглый стол, открытый микрофон, консультативный час, посещение занятий, мастер-класс и др. Разнообразные формы работы с родителями позволяют обучить их способам взаимодействия со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи, оказания ему необходимой помощи в процессе формирования жизненно значимых умений и навыков. Особое внимание следует уделяется формированию способов социального взаимодействия детей со значимыми взрослыми, сверстниками, причем не только в дошкольном учреждении, но и за его пределами.

свернуть
поделиться в: