АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
А - асфальтом улицы мостятся, автомобили быстро мчатся.
Б - бурлит в движенье мостовая, бегут авто, спешат трамваи.
В - все будьте правилам верны - держитесь правой стороны.
Г- груз громоздкий и большой неси у края мостовой.
Д - должен помнить пешеход: перекрёсток - переход.
Е - есть сигналы светофора - подчиняйся им без спора.
Ж - жёлтый свет - предупрежденье - жди сигнала для движенья.
3 - зелёный свет открыл дорогу, переходить ребята могут.
И - иди вперёд, порядок знаешь - на мостовой не пострадаешь.
К - красный свет нам говорит: стой, опасно, путь закрыт!
Л - Лёша с Любой ходят парой, где идут по тротуарам.
М - марширует в садик строй, мы идём по мостовой.
Н - не смей на буфере кататься, не трудно с буфера сорваться.
О - опасность ротозеев ждёт около любых ворот.
П - по асфальту точек стёжка - пешеходная дорожка.
Р - риск ненужный, так и знай, на ходу скакать в трамвай.
С - совет - не доверяй сноровке, в трамвай входи на остановке.
Т - ты не мартышка и не кошка, и не трапеция-подножка.
У - ученик, садясь в трамвай, старшим место уступай.
Ф - футбол - хорошая игра на стадионе, детвора.
X - хоккей - игра на льду зимой, не играй на мостовой!
Ц - цеплять крючком машины борт - опасный и ненужный спорт.
Ч - чтобы тебя не задавили, не висни на автомобиле.
Ш - шагая осторожно, за улицей следи и только там, где можно, её переходи.
Щ - щади здоровье, жизнь щади, за движением следи.
Э - экзамен важного значенья держи по правилам движенья.
Ю - юные граждане, Тани и Пети, твёрдо запомните правила эти.
Я - ясно, чтобы быть здоровым, чтобы быть к труду готовым. Эту азбуку, друзья, надо знать от А до Я!
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных. Нередко ребёнок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к правилам дорожного движения без внимания.
Уважение к правилам дорожного движения, привычку неукоснительно Их соблюдать должны прививать своим детям родители. Бывает зачастую и так, что именно они подают плохой пример: переходят проезжую часть в местах, где это запрещено, сажают маленьких детей на передние сиденья автомобилей, перелезают через ограждения и т.д. Распространённая ошибка родителей - действия по принципу «со мной можно». Если вы показываете ребёнку на собственном примере, как перебежать на красный, будьте уверены, что оставшись один, он попытается повторить этот трюк.
Всё это ведёт к росту детского дорожно-транспортного травматизма. Что же должен усвоить ребёнок, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Сюда относятся много факторов. Детям необходимо понимать, кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир), какие бывают элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина). Очень хорошо, если малыши умеют различать виды транспортных средств (автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл). Также необходимо рассказать про средства регулирования движения и сигналы светофора. Маленькие пешеходы должны знать правила движения по тротуарам, обочинам и правила перехода проезжей части. Немаловажным в процессе обучения правилам дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. И главное, что малыши должны запомнить и понять, - ни в коем случае не выходить на прогулку без взрослых.
Когда обучением занимаются родители, оптимальным будет вариант ненавязчивых рассказов в процессе прогулок с наглядным использованием дорожных ситуаций. Ребёнку нужно своими словами рассказывать о правилах дорожного движения и только в тех объёмах, какие он способен усвоить. Идя по улице с малышом, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу, нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить и о том, как и где нельзя этого делать. Эффективно будет влиять указание на пешеходов или водителей, которые эти правила нарушили.
Очень важным моментом в обучении дошкольников правилам дорожного движения является развитие пространственного представления и представления о скорости движения. Ребёнок должен научиться ориентироваться в понятиях «близко», «далеко», «слева», «справа», «сзади» по ходу движения. Также малышу необходимо правильно воспринимать и скорость движения как транспорта, так и пешеходов (быстро, медленно).
В процессе обучения очень важно не пугать ребёнка улицей и транспортом. Ведь такой страх также опасен для малыша, как беспечность или невнимательность. Нужно наоборот развивать в нём внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом обучения является также чтение им стихов, загадок, детских книжек, посвящённых безопасности движения.