Консультации, рекомендации
Самые распространённые сезонные вирусные заболевания
Ежегодно, огромное количество людей болеют гриппом, ОРВИ, ОРЗ.
Термин "острое респираторное заболевание" (ОРЗ) или "острая респираторная вирусная инфекция" (ОРВИ) охватывает большое количество заболеваний, которые проявляются похожими симптомами: повышенная температура тела, воспаленное горло, кашель и головная боль. Еще одно сходство: все эти заболевания вызываются вирусами.
Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания. Вызывает данное заболевание непосредственно вирус гриппа. Источником инфекции при всех вирусных инфекциях является больной человек. Мы заражаемся вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании – воздушно-капельный путь передачи. А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д ) – контактно-бытовой путь передачи.
Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39ºС и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Особенностью гриппа, в отличие от других вирусных инфекций, являются то,что такие симптомы, как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания. ОРВИ может начинаться как остро, так и постепенно, температура тела редко поднимается выше 38ºС. Такие симптомы как чихание, сухой кашель, боль в горле, осиплость голоса появляются сразу в начале заболевания.
Профилактика данных заболеваний является даже более важным моментом в борьбе с гриппом, нежели его лечение.
Профилактика ОРВИ и гриппа состоит и в общем оздоровлении организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни: эмоциональный комфорт, занятия спортом, гимнастикой, закаливание, здоровый полноценный сон, правильное питание (есть побольше овощей и фруктов, богатых витамином С, а при недостатке их – принимать аскорбиновую кислоту или поливитамины), прогулки на свежем воздухе, вакцинация, общение с семьей, чтение любимых книг. Вирус не поселится в здоровом теле со здоровой душой.
Для снижения заболеваний очень большое значение имеет выполнение санитарно-гигиенических норм: комфортный температурный режим помещений, регулярное проветривание, ежедневная влажная уборка помещений с применением моющих средств. Кроме того, помните, что переохлаждение снижает иммунитет, поэтому необходимо одеваться по погоде. Постоянно мойте руки! Даже лучше лишний раз помыть, чем поесть. Так как через контакты: рукопожатия, поручни в общественном транспорте, ручки дверей, уборные – все это источники повышенного риска в передаче вируса гриппа. После любого контакта с вышеуказанными местами общего пользования необходимо мыть руки.
Все эти несложные рекомендации, изложенные выше, помогут Вам и Вашей семье не заболеть вирусными заболеваниями, потому что лечить, а точнее бороться с ним гораздо сложнее, нежели не заболеть.
Будьте здоровы!
Респираторный этикет, что это такое?
Респираторный этикет – это правила поведения человека, направленные на ограничение распространения респираторных заболеваний.
Считается, что респираторные вирусы, которые вызывают множество острых респираторных заболеваний, распространяются, главным образом, от человека к человеку через вдыхание мельчайших капелек, образующихся при кашле и чихании. Однако инфекция может распространяться и через загрязненные руки и предметы, на которых находятся вирусы.
Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих лиц от заражения острыми респираторными инфекциями, необходимо соблюдать «респираторный этикет».
Правила респираторного этикета:
- при кашле и чихании необходимо использовать носовой платок,, предпочтительнее применять одноразовые бумажные платки, которые выбрасывают сразу после использования;
- при отсутствии носового платка, простуженные лица должны чихать и кашлять в сгиб локтя, а не в ладони, т.к. традиционное перекрывание рта ладонью приводит к распространению инфекции через руки и предметы обихода;
- важно часто и тщательно мыть руки с мылом и стараться не прикасаться руками к губам, носу и глазам;
- по-возможности, избегать в закрытых помещениях кашляющих и чихающих людей и держаться от них на расстоянии.
Чем бумажные салфетки лучше носовых платков?
Накопленная за зиму «усталость» и авитаминоз, возрастание опасности массового распространения респираторных заболеваний, ставят перед необходимостью «запастись» носовыми платками либо выбрать бумажные салфетки. Давайте попробуем разобраться, что же лучше.
Большинству людей пришлось в своей жизни использовать и салфетки, и носовые платки. Но носовой платок должен быть:
• тщательно простиран и выглажен;
• обязательно взят с собой, а не забыт дома.
Бумажные же салфетки продаются «на каждом шагу», да и цена на бумажные салфетки значительно ниже, чем на носовые платки.
Носовой платок, предполагающий многократное использование, может стать «переносчиком» вирусных инфекций. Мало кто сможет сразу же сменить его, что не скажешь про бумажные салфетки.
Заражения гриппом легко избежать даже во время эпидемии, если соблюдать несколько простых правил. Часть из них касается пользования и традиционных простудных «принадлежностей».
А вместо носовых платков специалисты Минздрава настоятельно рекомендуют пользоваться только одноразовыми бумажными салфетками и полотенцами — и после мытья рук, и чтобы прикрыть лицо во время кашля, и при насморке. Использованные салфетки нужно сразу же выбрасывать в мусор: они тоже могут стать источником заражения. Многоразовые салфетки и полотенца, особенно в общественных местах, существенно повышают риск заражения и распространения инфекции. В качестве одноразовых салфеток можно использовать туалетную бумагу.
Одноразовыми масками рекомендуют пользоваться не как деталью одежды, а при необходимости. Маской должен пользоваться человек, который присматривает за инфекционным больным или просто общается с ним. Если человек болен, он должен использовать маску лишь в одном случае: если ему придется находиться среди здоровых людей, не защищенных масками. Маска эффективна, только если она прикрывает рот и нос. Стоит помнить, что маску нужно заменить, как только она станет влажной или загрязнится. Лучше всего пользоваться стандартными хирургическими масками, которые имеют влагостойкую поверхность и долго остаются эффективными. Экономить или лениться вовремя поменять маску нет смысла — влажная маска не действует. Использованные маски ни в коем случае нельзя раскладывать по карманам или сумкам — их нужно сразу выбрасывать в мусор.
Будьте здоровы!
Формирование культуры здорового образа жизни у детей
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной, доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Образ, который позволяет с ранних лет и до глубокой старости, сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие.
В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Такие понятия как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно-образовательный процесс, начиная с детского сада.
Формирование культуры ЗОЖ предполагает работу в трёх направлениях:
1 Укрепление и сохранение здоровья детей
2 Прививание навыков ЗОЖ
3 Способствование формированию физической культуры ребёнка
Задачи по формированию ЗОЖ у дошкольников:
- формировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья ;
- воспитывать навыки здорового поведения:
- любить двигаться,
- есть побольше овощей, фруктов;
- мыть руки после каждого загрязнения;
- быть доброжелательным;
- больше бывать на свежем воздухе;
- соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес, эстетический вкус.
Применение в работе ДУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В нашем ДУ мы используем следующие технологии:
- Динамические паузы,
- подвижные и спортивные игры,
- различные виды гимнастик (пальчиковая, зрительная, «бодрящая», дыхательная)
- коммуникативные игры,
- самомассаж. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Предлагаю выполнить самомассаж биологически активных точек.
- Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности.
- Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Сказкотерапия и пескотерапия способствуют раскрепощению ребёнка и стимулируют развитие творческих способностей дошкольника.
Таким образом, при соблюдении определенных условий, таких как: правильно организованная развивающая среда, учёт возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет способствовать укреплению здоровья детей, формировать представление о здоровье как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Закаливание детей дошкольного возраста
-
Это система определенных процедур в ритме дня. Не отдельный момент! а процесс! Своего рода, образ здоровой жизни, который родители закладывают своему ребенку, определяя формирование его мышления и дальнейшей деятельности.Это активная деятельность, намеренное воздействие холодом для тренировки защитных механизмов тела. Причем повышается устойчивость не только к холодовым влияниям, но и к другим воздействиям.
-
Оно является средством укрепления и сохранения здоровья ребенка.
Основные принципы закаливания детей дошкольного возраста
-
регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время);
-
постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным);
-
чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, ежедневно только растирая грудь холодной водой);
-
использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды);
-
комплексность процедур ( это не только обливание водой, это и прогулки на свежем воздухе, и катание на лыжах, и плавание, и бег, и баня);
-
процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции
-
одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);
-
укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);
-
ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;
-
после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
-
ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);
-
в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.
-
Если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.
Закаливание детей в домашних условиях
Итак, есть разные методики и правила закаливания детей дошкольного возраста:
-
Воздушная ванна по утрам в одних трусиках. В течение десяти-пятнадцати минут при открытой форточке сделайте с ребенком гимнастику.
-
Умывание до пояса. Сначала теплой водой мойте ребенку лицо, руки до локтя, шею, грудь, спинку. Постепенно температуру воды снижайте. После умывания промокните полотенцем крупные капли воды. Растирать и массажировать не нужно. Умываться необходимо утром и вечером.
-
Полощите ежедневно нос, рот и горло теплой водой. Если ребенок часто болеет, используйте для полосканий травяные отвары (с ромашкой, календулой, шалфеем, мать-и-мачехой, березовыми почками) или раствор морской соли (чайная ложка на стакан воды). Как полоскать нос? Наберите в ладошку воды и дайте ребенку втянуть ее носом. Затем – высморкаться. И так несколько раз. Дети спокойно выполняют эту процедуру с четырех лет.
-
Позволяйте малышу периодически ходить босиком. Сначала в носочках по пушистому ковру. Затем – без носочков. Летом обязательно разрешайте ребенку ходить босиком по песку и траве (конечно, на безопасных участках). Постепенно увеличивайте время босохождения. Хождение босиком по улице не только отличная процедура, но и хорошая профилактика плоскостопия.
-
Закаливание водой. Постепенно начинайте обливать стопы холодной водой утром и вечером.
-
Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес. Четырехлетний малыш вполне способен двигаться на своих ногах без перерыва до сорока минут. Используйте эти его способности.
-
Детки любят кататься зимой на санках с горы. Пусть катаются в свое удовольствие! Только не тащите его санки на гору сами. Ребенок должен двигаться, чтобы не озябнуть. Приучайте малыша и к другим зимним забавам: к лыжам (с четырех лет можно начинать учить, сначала без палок), к конькам (профессиональные спортивные клубы принимают детей с четырех лет). И еще. Завязывать шарфом рот и нос нельзя. Заставляйте ребенка дышать носом.
-
Лето – пора купания. Плавание в открытом водоеме – самая эффективная процедура. При первом знакомстве с водой важно научить ребенка спокойно заходить в озеро, не бояться воды. Только постепенно позволять заходить глубже, играть в водоеме. Если губы дитяти посинели, сам весь дрожит, срочно на берег. После летних закаливающих процедур в осенне-зимний период малыша желательно водить в бассейн.
-
Водные летние процедуры необходимо сочетать с солнечными ваннами. Нежную кожу обязательно обработайте солнцезащитным средством, а голову укройте. Лучше всего посадить малыша играть в тенек (под зонт, например).
Здоровый образ жизни в детском саду и дома
Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — детского сада. Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий: утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии, продуманное питание, разнообразные дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его составляющих, а также множество повседневных занятий, приучающих ребенка заботиться о своем здоровье. Но формирование здорового образа жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить необходимые условия здорового образа жизни.
- Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
- Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты. При этом любое принуждение недопустимо. Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
- Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
- Регулярное закаливание. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
- Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
- Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель. Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.
- Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.
Родителям следует помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.