Консультация для педагогов «Особенности организации проектной деятельности»

Консультация для педагогов

«Особенности организации проектной деятельности»

Подготовила Радевич Лариса Адамовна заведующий учреждением дошкольного образования

 Детского сада № 3 г. Берёзовки

В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде, так как реализация учебной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Что же это такое проектПроект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают представления в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти представления для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему учреждения дошкольного образования открытой для активного участия родителей.

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку в развитии умения находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых представлений.

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

раскрытие творческого потенциала;

умение работать в группе;

умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими воспитанниками;

умение презентовать свою работу.

Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Проектная технология предполагает:

наличие проблемы, требующей интегрированных представлений и исследовательского поиска ее решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

самостоятельную деятельность воспитанника;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Преимущества проектного метода:

является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умения самостоятельно конструировать свои представления, ориентироваться в информационном пространстве;

повышает качество образовательного процесса;

служит развитию критического и творческого мышления;

способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволяет повысить уровень их профессионального мастерства и создать в учреждении дошкольного образования условия для эффективного образовательного процесса.

Вариативность использования проектного метода.

Переход на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

специально – организованная деятельность с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

комплексные блочно-тематические занятия;

интеграция (частичная интеграция: интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности; полная интеграция: экологическое воспитание с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием);

форма организации образовательного пространства;

метод развития творческого познавательного мышления.

Виды проектной деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений образования следующая классификация проектов:

по составу участников: индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой;

по содержанию: монопроекты (одна образовательная область), интегративные (две и более образовательные области);

по продолжительности: краткосрочные (1-4 недели), среднесрочные (до 1 месяца), долгосрочные (полугодие, учебный год);

по доминирующему виду проектной деятельности: информационные, исследовательские, творческие, проектно-ориентированные.

При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей дошкольного возраста в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

В практике учреждений дошкольного образования используются следующие типы проектов (по Л.В.Киселёвой):

исследовательско-творческий - воспитанники экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

информационно-практико-ориентированный - воспитанники собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;

ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется в работе с детьми дошкольного возраста всех возрастных групп;

творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей дошкольного возраста всех возрастных групп.

В образовательном процессе учреждения дошкольного образования проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются законные представители несовершеннолетних. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать законным представителям несовершеннолетних, увидеть их сильные стороны, быть готовыми у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.

А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.

Деятельность педагога и воспитанников в проекте планируется заранее. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.

1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов законных представителей, воспитатель дошкольного образования - инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2 этап - Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

«Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?);

образ «Семь мы»;

составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта), планирование проектов (конечный продукт);

дети объединяются в рабочие группы, распределение амплуа.

3 этап - Реализация проекта. Воспитатель дошкольного образования организовывает деятельность воспитанников в тематических уголках (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические представления, умения, навыки.

4 этап - Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом проект можно представить, как "Пять П":

проблема;

проектирование проекта;

поиск информации;

продукт;

презентация.

Рассмотрим методы и способы разработки проектов

"Модель трёх вопросов"

Воспитатель дошкольного образования прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.

Весьма любопытно наблюдать как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им воспитанников.

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Содержание, то что воспитанники уже знают.

План, тема проекта.

Источник новых знаний, т.е. проекта.

В заполнении модели принимают участие воспитанники и их законные представители. «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы и родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.

Образ "Семь мы"(по Заир-Бек)

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требований учебной программы дошкольного образования. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Системная паутинка по проекту

Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана - как содержательная, так и по видам деятельности с учетом программных требований.

Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получатся в ходе составления плана «Паутинка». Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. А также те формы работы, в которых могут принять участие родители.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Какое же значение имеет использование проектного метода в учреждении дошкольного образования.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения детей дошкольного возраста, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, воспитанники развивают умения разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, воспитанник ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком (от личностно-ориентированного к компетентностному подходу).

Законные представители несовершеннолетних становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьями воспитанников позволит добиться наибольших результатов в работе с детьми дошкольного возраста.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе учреждения дошкольного образования помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.

 

поделиться в: