Консультация «Организация игровой среды в контексте патриотического воспитания»
Подготовила Радевич Лариса Адамовна заведующий учреждением дошкольного образования
Детского сада № 3 г. Берёзовки
Понятие «среда» предполагает систему, включающую взаимосвязь предметного и личного характера. Через среду воспитанники адаптируются к социальной действительности.
Создание предметно-развивающей среды базируется на принципах, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования, так как содержание учебной программы «ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности».
Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью белорусского народа.
Подход к созданию в группах «национальных», «патриотических», «этнокультурных» и других уголков национальной направленности внесёт хаотичность и беспорядочность в детскую игровую среду. Подбор великого множества альбомов, иллюстраций, фото о прошлом и настоящем нашей Родины, всевозможных объектов декоративно-прикладного искусства, дидактических и настольно-печатных игр (например, серии «Твоя столица»), государственной символики и др., не подчёркивает национального характера предметно-развивающей среды группы. Вышеперечисленный материал обязательно должен иметь место в предметно-развивающей среде группы, но должен быть рассредоточен по разным уголкам.
Например, настольно-печатные игры о природе Беларуси могут находиться в уголке природы или центре познавательной практической деятельности. Портреты известных людей Беларуси (писатели, космонавты, герои ВОВ и др.) займут почётное место в книжном уголке. Альбомы по декоративно-прикладному искусству, произведения живописи лучше разместить в уголке изобразительного творчества. А сами изделия декоративно-прикладного искусства будут рассредоточены в разных местах группы как элементы дизайна национальной направленности.
Если говорить о предметно-игровой среде как развивающей, то в первую очередь необходимо обеспечить постоянную смену материала в группе в соответствии с темами недели, сезонами, яркими событиями в РБ, народными и государственными праздниками.
В средних и старших группах в соответствии с рекомендациями к 2013/2014 учебному году должны иметь место в группах «уголки государственной символики». Их назначение – помочь в формировании системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.
Уголок государственной символики представлен государственными символами – герб, флаг. Государственная символика должна быть представлена в едином оформлении: в одной или двух одинаковых рамках; герб и флаг – в рамочной окантовке, либо флаг – в настольном варианте. Кроме государственных символов, в уголке государственной символики может размещаться геральдика родного города (флаг, герб). Однако государственная символика по отношению к геральдическому флагу и гербу должна находиться на переднем плане и более почётном месте. Хорошим дополнением уголка государственной символики будет карта РБ (в старшей группе) и элементы декора уголка (букет из колосьев пшеницы и васильков, коробочек льна, рушник с национальным узором и др.).
Впервые уголок создаётся в средней группе с участием детей при прохождении темы «Государственные символы Республики Беларусь». Сам уголок размещается на самом почётном месте в группе.
Оснащение предметно-развивающей среды должно соответствовать определенным требованиям:
- целесообразности размещения “экспонатов”,
- научности и достоверности представленного материала;
- возрастной адресности;
- качеству и эстетической направленности;
- воспитательной и развивающей направленности.
Разнообразить содержание предметно-развивающей среды разных возрастных групп можно с помощью следующих «экспонатов».
Младший возраст (4-й год жизни):
- генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок);
- альбомы: “Моя семья”, “Мой город Берёзовка”, “Наш детский сад”;
- художественная литература с иллюстрациями: стихи о родном городе, потешки, скороговорки, сказки;
- книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”;
- кукла в белорусском костюме.
Средний возраст (5-й год жизни):
- генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, брат, сестра, тётя, дядя);
- альбомы: “Моя семья”, “Мой город Берёзовка”, “Наш детский сад”, «Моя Беларусь»;
- иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, белорусских авторов:
- белорусские игрушки;
- настольно-печатные игры: «Мой город», «Моя улица»;
- образцы белорусской посуды, одежды;
- куклы в белорусских костюмах.
Старший возраст (6-7-й годы жизни):
- альбомы и наборы открыток: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, промышленность), “Наша область”, “Беларусь” (города, костюмы, национальная кухня);
- предметы искусства (изделия народных умельцев, декоративно-прикладного искусства, народные игрушки);
- предметы одежды и быта, геральдика Беларуси;
- книги белорусских авторов, иллюстрации к произведениям, портреты белорусских писателей, Красная книга РБ;
- флаг, герб Беларуси;
- макет «Мой город», план “Детский сад”;
- презентации о городе Берёзовка, о природе Беларуси, о достопримечательностях республики Беларусь;
- куклы в национальных костюмах;
- макет белорусской избы;
- карты Беларуси, города Берёзовки;
- портреты знаменитых людей Беларуси;
- дидактические игры: «Беларуская лялька», «Беларускія казкі».
Источники:
- Красюк, В.С. Симвалы Беларуси : дапаможник для педагогащ /В.С, Красюк. – Минск : Экоперспектива, 2017.
- Учебная программа дошкольного образования. // НМУ «Национальный институт образования», Министерство образования Республики Беларусь, 2019.