Формирование представлений о безопасной жизнедеятельности дошкольников.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент  жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в учреждении дошкольного образования, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в природной и социальной  среде.

Одной из актуальных проблем сегодняшнего времени является формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности. Поэтому педагоги и родители дошкольников  должны работать над реализацией следующих основных задач по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
  2. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности;
  3. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
  4. Расширять представления детей о своем организме, ценности здорового образа жизни.

Формирование знаний безопасного поведения у детей необходимо проводить поэтапно:

  1. Диагностика
  2. Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.
  3. Закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности;
  4. Формирование чувства ответственности – понимание и усвоение предъявляемых требований;
  5. Развитие чувства контроля и самоконтроля.

Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы: беседы, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций, наблюдения, экскурсии, разучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, дидактические игры, игры драматизации, опыты, практические упражнения, совместная творческая деятельность детей и родителей. Закрепление полученных знаний, желательно, проводить через организацию различных видов игр, соревнований,  викторин, праздников, конкурсов и развлечений по ОБЖ.

Работу по ОБЖ в учреждении дошкольного образования  необходимо проводиться комплексно, включаться во все области образовательной деятельности. Очень важно также обеспечить взаимодействие с родителями по данной проблеме, так как пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению.

В планировании содержания работы по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности должны быть отражены основные направления:

  1. Ребенок и другие люди
  2. Ребенок и природа
  3. Ребенок дома
  4. Здоровье ребенка
  5. Ребенок на улицах города
  6. Эмоциональное благополучие ребенка

При планировании работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности важно придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип полноты (содержание работы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям);
  2. Принцип системности (работа по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания работы в течение дня);
  3. Принцип сезонности;
  4. Принцип учета местности;
  5. Принцип возрастной адресованности;
  6. Принцип интеграции;
  7. Принцип преемственности с семьями.

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности, является создание необходимой предметно-развивающей среды в группах.

В группах должны быть представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:

  1. Дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода» и д.р.
  2. Наглядные пособия по ОБЖ:  (плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.);
  3. Макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки;
  4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком);
  5. Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»);
  6. Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ;
  7. Книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности  жизнедеятельности.

 

В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.

 Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.

 Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка в ближайшем окружении. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, чему их научили, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление и факт.

Чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний надо осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через игровую деятельность.

Игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в окружающем мире, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные ситуации;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо  использовать различные виды игр такие как, сюжетно-ролевые ( «Семья», «Детский сад» и др.), настольно — печатные ( «Что где лежит?», «На чем люди ездят?» и др.), словесно-наглядные ( «Расскажи, что не так», «Назови картинку» и др.), дидактические ( «Можно — нельзя», «Не бери предметы, которые трогать нельзя» и др.), театрализованные игры ( «Наш котенок поранил лапку», «Навестим котят в больнице» др.), подвижные игры, игры - тренинги и др.

Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра  отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные  отношения  со сверстниками и взрослыми.