Формирование представлений о безопасной жизнедеятельности дошкольников.
Подготовила Радевич Лариса Адамовна заведующий учреждением дошкольного образования
Детского сада № 3 г. Берёзовки
В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в учреждении дошкольного образования, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в природной и социальной среде.
Одной из актуальных проблем сегодняшнего времени является формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности. Поэтому педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих основных задач по основам безопасности жизнедеятельности:
- Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
- Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности;
- Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
- Расширять представления детей о своем организме, ценности здорового образа жизни.
Формирование знаний безопасного поведения у детей необходимо проводить поэтапно:
- Диагностика
- Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.
- Закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности;
- Формирование чувства ответственности – понимание и усвоение предъявляемых требований;
- Развитие чувства контроля и самоконтроля.
Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы: беседы, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций, наблюдения, экскурсии, разучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, дидактические игры, игры драматизации, опыты, практические упражнения, совместная творческая деятельность детей и родителей. Закрепление полученных знаний, желательно, проводить через организацию различных видов игр, соревнований, викторин, праздников, конкурсов и развлечений по ОБЖ.
Работу по ОБЖ в учреждении дошкольного образования необходимо проводиться комплексно, включаться во все области образовательной деятельности. Очень важно также обеспечить взаимодействие с родителями по данной проблеме, так как пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению.
В планировании содержания работы по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности должны быть отражены основные направления:
- Ребенок и другие люди
- Ребенок и природа
- Ребенок дома
- Здоровье ребенка
- Ребенок на улицах города
- Эмоциональное благополучие ребенка
При планировании работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности важно придерживаться следующих принципов:
- Принцип полноты (содержание работы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям);
- Принцип системности (работа по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания работы в течение дня);
- Принцип сезонности;
- Принцип учета местности;
- Принцип возрастной адресованности;
- Принцип интеграции;
- Принцип преемственности с семьями.
Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности, является создание необходимой предметно-развивающей среды в группах.
В группах должны быть представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:
- Дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода» и д.р.
- Наглядные пособия по ОБЖ: (плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.);
- Макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком);
- Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»);
- Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ;
- Книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.
Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.
В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка в ближайшем окружении. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, чему их научили, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление и факт.
Чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний надо осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через игровую деятельность.
Игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в окружающем мире, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные ситуации;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать различные виды игр такие как, сюжетно-ролевые ( «Семья», «Детский сад» и др.), настольно — печатные ( «Что где лежит?», «На чем люди ездят?» и др.), словесно-наглядные ( «Расскажи, что не так», «Назови картинку» и др.), дидактические ( «Можно — нельзя», «Не бери предметы, которые трогать нельзя» и др.), театрализованные игры ( «Наш котенок поранил лапку», «Навестим котят в больнице» др.), подвижные игры, игры - тренинги и др.
Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.