Использование художественной литературы при обучении детей правилам дорожного движения

Художественное слово в самых разнообразных формах – потешка, сказка, рассказ, лирическое стихотворение, загадка, пословица, поговорка – издавна используется как одно из действенных средств воспитания и обучения.
Именно поэтому возможности художественной литературы активно используется для расширения знаний детей по Правилам дорожного движения, ознакомления их с предметами и явлениями, выходящими за рамки личного опыта, для закрепления полученных ранее представлений.

Художественная литература образно объясняет поведение на улице, этим самым расширяя жизненный опыт ребёнка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их чувства, поступки героев, произведения худ. литературы заставляют ребёнка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их.

Круг произведений для детей, обучающихся правилам дорожного движения, составляет произведения народного творчества, классической и современной детской литературы. Воспитателю при подборе художественной литературы для чтения, заучивания и рассказывания надо исходить из решаемых задач и возрастных особенностей детей. Кроме того, он должен воспитывать в ребёнке любовь к прочитанным или пересказанным произведениям. Книги, которые дети полюбили, окажут наиболее действенное влияние на них, им захочется самостоятельно перенести примеры безопасного поведения литературных героев в свои творческие игры, рисунки, спортивные соревнования, спектакли, инсценировки.

В зависимости от возраста детей, используются разнообразные формы и методы работы по обучению правилам дорожного движения.
Основными формами работы с детьми младших групп являются: чтение, совместное с воспитателем рассматривание иллюстраций, беседы по теме, повторение за воспитателем стихотворений, потешек, показ инсценировок, во время которых дети учатся понимать значение слова «Опасность».

Основными формами работы с детьми средних групп являются: совместное с воспитателем рассматривание иллюстраций, вопросы воспитателя, чтение детской художественной литературы, вовлечение детей в беседу по произведениям с концентрацией внимания на определённом моменте, инсценирование с помощью игрушек, перенос персонажей литературных произведений в игру.

Основные формы работы с детьми старших групп: чтение детской художественной литературы, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, викторины и кроссворды по произведению, инсценированные постановки, творческие задания «Что было бы, если…», «А я бы сделал…» и т.д., перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок и придумывание загадок дошкольниками.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:

Младшая группа: С. Маршак «Мяч», С. Яковлева «Читает книжку глупый слон», Я. Пишумов «Машины», «Машина моя», В. Берестов «Это еду я бегом», А. Барто «Грузовик», «Кораблик», Я. Тайц «Поезд», С. Михалков «Светофор».

Средняя группа: С. Михалков «Скверная история», «Велосипедист», Я Пишумов «Два брата», Г Титов «Опасный футбол», Б. Саченко «Железная дорога», А Северный «Светофор», В Головко «Правила движения».

Старшая группа: В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек», О. Бедарев «Если бы», С. Михалков «Упрямый лягушонок», «Моя улица», В Ардов «Огнехвостик», Я. Пишумов «Просто это знак такой», «Самокат», Л. Толстой «Девочка и грибы», Г. Юрмин «Неумелый грузовик», С. Михалков «Дядя Стёпа», «Посмотрите, постовой встал над нашей мостовой», «Все мальчишки, все девчонки», В. Семернина «Запрещается-разрешается».