Использование специальных упражнений для глаз с целью профилактики нарушений зрения у детей
В современном мире все острее стоит проблема нарушений зрения у детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Конечно, на здоровье детей и в частности, зрение, влияет и экология, питание, и режим дня, и другие факторы.
Одной из основных причин нарушения зрения является утомление глаз при чрезмерном просмотре телепередач, игре на планшетах, компьютере, телефонах, смартфонах и прочих «игрушках» современных продвинутых детей. Все чаще можно встретить в транспорте, в автомобиле играющих на планшетах детей, все дольше родители разрешают своим чадам смотреть телевизор, порой часами, не соблюдая рекомендаций врачей. Им удобно, что ребенок занят и не требует их внимания. Раз без этого не обойтись, то надо помочь как родителям, так и детям в решении этой проблемы. А конкретно прививать потребность заботится о своем здоровье и здоровье своих глаз, научить специальным упражнениям для снятия напряжения глаз и укрепления глазных мышц.
Над этим должны работать врачи, педагоги, родители. Большая роль в этом отводится воспитателям, ведь именно они проводят основное время с детьми. Интересные образные упражнения дети запоминают и повторяют дома.
Целесообразно использовать специальные упражнения для глаз в физкультминутках на занятиях, в режимных моментах, в различных оздоровительных паузах, на прогулке. Так как воспитатели проводят основное время с детьми, у них есть возможность помочь детям сохранить хорошее зрение, не только соблюдая все санитарно-гигиенические требования, но и активно применяя интересные игровые упражнения для глаз, которые очень нравятся детям. Рассмотрим методику гимнастики для глаз.
Задачи применения упражнений для глаз:
а) улучшение кровоснабжения тканей глаза;
б) укрепление мышечной системы глаза;
в) улучшение обменных и трофических процессов в глазу.
Специальные упражнения для глаз:
1. Упражнения для наружных мышц глаза:
а) прямых, б) прямых и косых.
2. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы.
Упражнения заключаются в движениях глазного яблока по всем возможным направлениям и переводе взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.
3. Самомассаж глаз.
Описание специальных упражнений для глаз.
Исходное положение —стоя или сидя.
1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз) .
2. Посмотреть вверх—вправо, затем по диагонали вниз —влево (6-8 раз) .
3. Посмотреть вверх —влево, по диагонали вниз —вправо (6-8 раз) .
4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз) .
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз) .
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз) .
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Исходное положение —сидя.
8. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд.
Повторить 8-10 раз.
10. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Исходное положение стоя.
11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот. Амплитуда движений глазного яблока максимальная, но без боли, темп быстрый, средний и медленный в порядке усложнения. Специальные упражнения для глаз лучше выполнять одновременно с дыхательными и общеразвивающими, но строго дозируя упражнения для глаз.Очень полезно проводить эти упражнения с игрушкой для пальчикового театра, надетой на указательный или большой палец, так детям легче следить за ней глазами. Также актуально проводить упражнения с флажком, мячом, ленточкой, султанчиком, гимнастической палкой и применять специальные карты и схемы движения глаз.
Упражнения для наружных мышц глаза целесообразно выполнять одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении сидя или стоя у стенки (оптимальное положение для сохранения правильной осанки).
Существует много интересных образных упражнений в стихах, которые легко запоминаются детьми и вызывают эмоциональный отклик.
Вот сейчас мы и потренируемся в их проведении. Воспитатели занимают удобное исходное положение, сидя на стуле и упражняются в проведении физкультминуток для укрепления мышц глаз.
Комплекс "Веселая неделька для глаз"
- Понедельник
Всю неделю по —порядку, глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Вторник
Во вторник часики глаза, водят взгляд туда –сюда,
Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Среда
В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глаза; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- Четверг
По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.
(Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
- Пятница
В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять в другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
- Суббота.
Хоть в субботу выходной, ты не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
- Воскресенье
В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать.
Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
- Упражнение " Ослик".
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, а внизу растет крапива,
Слева –свекла, справа –брюква, слева –тыква, справа –клюква,
Снизу -свежая трава, сверху –сочная ботва.
Закружилась голова, кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами.)
Выбрать ничего не смог и без сил на землю слег.
- Упражнение " Дождик"
Капля первая упала –кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала -кап!
Мы на небо посмотрели (то же самое)
Капельки кап -кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали (вытирают лицо руками).
Туфли -посмотрите (показывают вниз и смотрят) -
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим (приседают).
Педагоги должны знать, что существуют противопоказания для детей с нарушениями зрения и определять нагрузку для таких детей строго по назначению врача.
Также, очень важно не прекращать эти занятия и дома. Поэтому воспитатели должны, активно работать с родителями, показывать им необходимые упражнения.
Подготовила Радевич Л. А.